Осенний лес - рисунок красками. Техника рисования акварелью
Итак, какова ни была бы задумка вашей картины, важно знать, как правильно рисовать акварелью. Для начала узнаем о значении воды.
Вода - основной инструмент акварельного рисования. Вода всегда должна быть чистой, поэтому почаще ее меняйте. Разберем подробнее, как вода взаимодействует с акварелью:
- капелькой воды можно размыть слой краски, сделав какие-то фрагменты на рисунке более светлыми;
- собрать лишнюю воду поможет выжатая насухо кисточка: кисть нужно только опустить на участок воды - и она впитает ее в себя;
- если краску положили слишком густо, необходимо промыть кисть водой, отжать ее насухо и приложить к нужному участку. Кисточка впитает в себя лишнюю краску.
Техника работы с акварелью
Существует множество способов нанесения акварели. Их применяют и по отдельности и сразу несколько на одном рисунке. Рассмотрим основные техники работы с акварелью:
- Сухая техника. Это самый обычный способ рисования: окунаем смоченную в воде кисточку в краску и наносим на бумагу рисунок.
- Мокрая техника. Эта техника применяется для создания нежнейших акварельных оттенков: нужно сначала закрасить участок бумаги водой, а потом аккуратно капнуть туда краску. При необходимости рядом можно капнуть второй и третий цвета. Таким образом на листе краски в каких-то частях рисунка смешаются, и получатся неповторимые переходы одних оттенков краски в другие.
- Техника последовательности слоев. Суть техники слоев заключается в том, что все рисуется от общего к частному, то есть каждый слой красок наносится постепенно. Каждый слой конкретизирует предыдущий, делая его более выраженным. Очень важным моментом является то, что на каждой стадии нанесения акварельных красок необходимо давать краскам высохнуть. Иначе краски смешаются не так, как было задумано, и рисунок будет испорчен.
- Техника сухой кисти применяется для конкретизации отдельных частей рисунка. Например, нужно нарисовать короткую траву местами. Для этого отжимаем почти насухо кисточку от воды, берем немного необходимого цвета и отрывистыми движениями снизу вверх наносим краску.
- Техника разводов. Очень красивые разводы можно получить, капнув капелькой воды на слегка подсохший слой краски.
- Рисование линий и штриховок. Сейчас есть очень модное в акварельном мире направление - скетчинг, где помимо самих красок используется дополнительный предмет для прорисовки деталей. Это может быть и тушь, и простая черная ручка или специальный линер. Но любителям классики нарисовать такие линии можно и кисточкой. Рисовать линии и делать штриховку необходимо на полностью высохшем рисунке тонкой практически сухой кисточкой. Перед тем как приступить к самому рисунку, потренируйтесь рисовать линии необходимой для рисунка ширины и длины на эскизе.
- Рисование плотными мазками. Мазки можно наносить как влажной кистью, так и почти сухой. Это зависит от насыщенности цветового фрагмента.
Помимо основных техник рисования акварелью есть еще несколько интересных нетрадиционных техник:
- Разбрызгивание. Существует несколько методов нанесения брызг. По первой методике кисть аккуратно постукивают, и брызги летят на участки бумаги. Второй метод заключается в стряхивании краски с кисти. Третий метод подразумевает использование зубной щетки для нанесения брызг и является самым любимым у современных художников.
- Нанесение акварели с помощью губки. Губка может быть очень удобным инструментом при рисовании листвы на деревьях или, допустим, песка на пляже. Просто окуните ее в краску и приложите к бумаге.
- Соляная техника. Соляные крупинки, попадая на влажную бумагу, собирают краску вокруг себя. Рисунок получается более живым. Разные по размеру кристаллы соли дают разный эффект. Не растворившуюся соль просто стряхните с бумаги.
Как нарисовать осенний лес
Для рисования акварелью выбираем одно из самых ярких природных явлений - осенний пейзаж в солнечную погоду.
Определившись с темой рисунка, намечаем основные задумки того, как нарисовать осенний лес. На рисунке будет три основных фрагмента: небо, лес, пригорок. Солнце на рисунке видно не будет, но оно будет светить сверху на лес, полностью его озаряя. Таким образом, гамма цветов получится очень яркой. Композиция рисунка построена на линии пересечения густой полосы разноцветных деревьев и пригорка. У самого подножия пригорка расположилась группа кустов. Полоса леса вдалеке и притаившийся вблизи кустов зайчик дополнят осеннюю композицию. Рисунок получится ярким и насыщенным. Чтобы не описывать отдельно прорисовку леса вдали, сразу отметим что он рисуется более условно на всех стадиях рисования.
Рисуем набросок осеннего леса карандашом
Теперь приступим непосредственно к художественной работе. Для этого подготовим чистый стол, бумагу, кисти, емкость для воды, карандаш, ластик, краски, палитру. Перед тем как перейти к стадии нанесения слоев акварельных красок, нарисуем осенний лес карандашом. Сначала разграничиваем лист основными горизонтальными линиями. Необходимо разметить на листе:
- Линию горизонта.
- Линию лесного массива.
- Линию пригорка.
После этого карандашом условно рисуем составленный выше пейзаж осеннего леса: очертания деревьев разного размера, а также очертания пригорка. Далее схематично размечаем места, где будут располагаться на земле кусты, рисуем их в виде овалов.
Стоит отметить, что для наглядности изображения эта часть рисунка в карандаше нарисована более ярко, чем следует. В реальности линии должны быть еле заметны.
Обозначаем деревья и пригорок акварелью
Теперь переходим к следующему этапу изображения осеннего леса. Рисунок в красках акварели заиграет постепенно. Это долгий, но очень увлекательный процесс. Для начала нужно определиться с цветовой гаммой осеннего леса. Выбрав цвета для деревьев и пригорка, начинаем закрашивать красками их условные обозначения, которые были нарисованы ранее. Цвета должны быть легкими и однотонными.
Детализируем деревья и пригорок
После того как рисунок подсохнет, берем на кисть краску погуще и конкретизируем очертания крон. Более густой концентрированной краской на этих же деревьях прорисовываем листву, придаем больше конкретики каждому дереву. Крона деревьев внизу значительно темнее их верхушек. Также конкретизируем и пригорок. Чтобы разграничить линию леса и пригорка, рисуем пригорок от светлых тонов к более темным. Чем ближе к деревьям, тем краски используемые для рисования пригорка светлее. Нижняя линия кроны деревьев, наоборот, рисуется темными оттенками. Таким образом, получается, что темная полоса деревьев, идущая вдоль по низам их крон, контрастирует со светлыми тонами верхней части пригорка и отделяет лес от поля. Добиться более темных оттенков можно, добавляя немного черного цвета в каждый конкретный цвет дерева и части пригорка. А осветлить тона можно, разбавляя палитру водой. Теперь необходимо дать нарисованным деталям просохнуть.
Рисуем небо
А пока деревья и пригорок сохнут, изобразим на рисунке осеннего леса небо. Нарисуем его в голубых оттенках, от темных тонов сверху к более светлым внизу. То есть чем ближе к деревьям, тем слегка светлее. Для того чтобы небо смотрелось более интересно, не закрашиваем области для облаков. Для этого оставляем белые фрагменты не закрашенными и обозначаем отдельные облака или группы облаков.
Рисуем кустарники и траву
После этого рисуем кустарники на темных пятнах пригорка. Сначала рисуется тень от кустарников в фиолетовых оттенках. Для этого смешиваем бордовый и синий цвета. После этого тонкими мазками добавляем на рисунок траву.
Рисуем птиц
Пока сохнут кроны, рисуем птичек краской, близкой к черному цвету. Птицы на рисунке в виде тоненьких легких и изящных галочек. Перед тем как рисовать птиц на картине, лучше потренироваться на эскизе.
Заяц или другое животное
После птичек в кустах можно нарисовать зайчика или другое животное, притаившееся в осеннем лесу. Рисунок с привнесением в него живых деталей становится более интересным для зрителя. Нанесите акварельной концентрированной краской силуэт животного, а затем промытой в воде и отжатой кистью придайте ему живые очертания.
Стволы деревьев и ветки
Пока рисовались птички и заяц, подсохли кроны. Берем на кисточку черную краску и легкими движениями тонкой линией рисуем стволы деревьев и ветки. Линию рисуем таким образом, чтобы от вершины к земле линия ствола была толще. Линию можно иногда прерывать. Так обозначатся места, где листья деревьев скрывают ствол в некоторых его частях. Ветки рисуем от ствола в сторону, чтобы линия утончалась. Впоследствии линии веток и крон можно будет размыть, так как издалека это смотрится нечетко, не конкретизированно. Даем новому слою высохнуть.
Детализируем кустарники
Сверху, на просушенной поверхности теней кустарников, придаем очертания каждому кусту, рисуем их ветки движениями снизу вверх цветом, близким к черному. Верхушки кустов обозначим в виде маленьких шишек. Некоторые ветки можно сделать сломанными.
Завершающие штрихи
Картина почти нарисована. Теперь нужно внимательно ее осмотреть и нанести последние штрихи. Например, добавить побольше разноцветных листьев, где это необходимо. К деревьям с красными листьями можно добавить оранжевых и желтых тонов. К зеленым деревьям желтых оттенков, к оранжевым - красных. В самом конце работы внимательно осмотрите рисунок на предмет белых пятен. И закрасьте их, либо размыв водой соседние участки, либо подобрав на палитре подходящий тон к этому участку.
Картина осеннего леса готова!