Откатные ворота своими руками: пошаговая инструкция с фото

Любое ограждение частной, придомовой или дачной территории зачастую имеет ограждение в виде забора. И, разумеется, такое ограждение возводится не без входной калитки или ворот. На сегодняшний день владельцы подобных земельных участков все чаще стали выбирать в этих целях откатные ворота. Схемы конструкции, механизмы отката, объемы используемого пространства и много других нюансов – все это разделяет такие ворота на разные подвиды. Но все они обладают единым неизменным качеством: такой функциональный раздвижной проем очень удобен и практичен в использовании фактически для каждого владельца автомобиля. Именно поэтому многие сегодня стремятся обзавестись именно такой уникальной системой, а некоторые даже разрабатывают схемы с размерами откатных ворот и своими руками устанавливают по своим же чертежам вполне приличную альтернативу покупной конструкции. Как все это выглядит на практике?

Принципиальная суть

Принципиальный смысл функционального раздвижного механизма-автомата заключается в том, что при нажатии на пусковой рычаг производится движение створки – металлического полотна – по двум роликовым тележкам, установленным на посаженный в бетон швеллер. Защитой от перекосов и падения служат закрепленные вверху ролики. Когда ворота пребывают в закрытом состоянии, нагрузку с роликовых опор снимает концевой ролик, заводимый в нижний просек во время закрытия ворот. Верхний просек (уловитель) предназначен для максимально надежного фиксирования ворот в тот момент, когда они закрыты.

Важной особенностью подобного плана передвижной системы в ограждающей придомовую территорию конструкции является тот факт, что она значительно превышает размеры самого проема, а именно – в полтора раза. К примеру, если у вас ширина въезда равна 3 м, то длина самой створки должна быть равна не менее 4,5 м. более того, соответствующее пространство для отката требует около 7 м бокового свободного места для корректной работы механизма. Это, пожалуй, одно из главных препятствий для тех владельцев частных домов, территория двора которых не позволяет установить конструкцию подобного плана.

Подготовка каркаса

Преимущества

Почему же устройство откатных ворот так привлекает многих потребителей? Все дело в том, что их установка обладает массой преимуществ в глазах потенциальных владельцев. Что именно имеется в виду?

  • Управляемость. Это один из главных пунктов, который заставляет пользователей прибегнуть именно к данной системе ограждения. Достаточно нажать клавишу на пульте или ввести кодовый замок – и ваши ворота уже открываются перед вами без единого прикасания к самой установке (в случае, если это автоматика).
  • Экономия пространства. Стандартные ворота открываются нараспашку двустворчатым полотном, соответственно, это требует дополнительных 1,5-2 метров приворотной территории. Не всегда такой подъездной функционал удобен, гораздо более практичным для многих является вариант выдвижного полотна.
  • Безопасность. Классический вариант распашных ворот может быть опасным для автомобиля на момент его въезда на придомовую территорию, когда вокруг бушует непогода. Сильные порывы ветра, вьюга и шквалы могут повлиять на траекторию движения створчатых ворот, которые, в свою очередь, могут попросту ударить машину и поцарапать ее.
  • Эстетика. Всегда более презентабельно смотрится вариант с плавно отодвигающейся автоматически створкой ворот. Это не только очень удобно, это еще и выглядит вполне эстетично.

Вот почему многие владельцы загородных домов и дач отдают предпочтение этой незамысловатой, но очень комфортной в использовании конструкции. Однако, поскольку данная система стоит в готовом виде вместе с установкой немалых денег, некоторые решаются сделать откатные ворота своими руками. Чертежи с раздвижным каркасом, направляющим рельсом, несущей рамой и прочими деталями в таком случае разрабатываются под каждую конкретную территорию индивидуально.

Схематический проект

И пусть на первый взгляд затея кажется трудновыполнимой, по факту любой старательный и целеустремленный умелец может соорудить откатные ворота своими руками. Пошаговая инструкция выполнения соответствующих работ начинается с проектирования чертежа. Как и любой проект, изначальное планирование возведения раздвижной установки требует проведения конкретных замеров и построения схематического наброска.

В целом же механизм подобного рода ворот детально состоит из:

  • направляющего рельса;
  • верхнего и нижнего уловителей;
  • концевого ролика;
  • направляющей сваи;
  • поддерживающего ролика;
  • роликовой каретки и автоматики.
    Перечень составляющих откатных ворот

Как уже говорилось ранее, размеры необходимо определять с учетом метража двора и самого проема. Основными составляющими схемы раздвижных ворот будут замеры силовой рамы и внутреннего каркаса (обрешетки). Для изготовления рамы зачастую берут профильную трубу с прямоугольным сечением 6 см на 3 см толщиной в 0,2 см. Что касается внутренней обрешетки, достаточно будет трубы с параметрами 4 см на 2 см или 3 см на 2 см – здесь выбор определяется за счет наличествующего инвентаря. Внутренняя обрешетка вставляется в несущую раму и устанавливается на направляющий рельс – такова классическая схема чертежа откатных ворот. Конструкция при этом может варьироваться в зависимости от того, какие конкретно это будут ворота, ведь существует разветвленная классификация возможных моделей.

Классификация

Исходя из собственных предпочтений и конкретных условий обстановки, в которой требуется разместить такую конструкцию, пользователи могут возводить разные виды выдвижных ворот. Как сделать своими руками откатные ворота – полотно, движимое по направляющей рейке? Ответ на этот вопрос будет зависеть от того, какому подвиду было все же отдано предпочтение.

  • Консольный тип установки. Предполагает механизм движущегося откатного полотна по нижней направляющей. Ему зачастую отдают предпочтения в силу того, что такая установка не имеет ограничений в верхней своей части. Более того, такие ворота не занимают слишком много места и являются достаточно взломостойкими.
  • Подвесной тип установки. Предусматривает установку в локациях, обусловленных верхним ограничением или крышей. Зачастую это складские помещения, рабочие боксы или ангары. В этой конструкции ролики и движущиеся составляющие располагаются в верхней направляющей. Главный минус такой установки заключается в том, что здесь не сможет проехать транспорт, высота которого превышает уровень верхней рейки. Однако при всем этом есть и существенный плюс: подобного рода конструкция со временем не станет провисать.
  • Колесный тип установки. Смысл конструкции заключается в погружении в бетон рельса, по которому впоследствии будут катиться колесики выдвижного полотна. Здесь тоже есть существенный недостаток: с течением времени рельс загрязняется, а это, в свою очередь, способствует торможению и плохому скольжению колесиков по рейке. Именно поэтому такой вариант используется нынче не часто.

Кроме всего прочего, такие ворота могут быть деревянными или металлическими, на винтовых сваях или металлических рейках, с закладкой фундамента или без, с верхней, серединной или нижней консолью – здесь вы вольны выбирать сами.

Условия установки

Прежде чем переходить к разработке плана, необходимо оценить изначальные возможности для установки соответствующего механизма. Существует целый ряд ситуаций, при которых этот процесс может стать затруднительным. О чем идет речь?

  • Отсутствие необходимого пространства вдоль забора.
  • Неровности забора в прилежащей к откатному механизму зоне – траектории движения створки ничего не должно препятствовать.
  • Неровности прилежащей территориальной поверхности – они могут помешать движению створки снизу.
  • Неуместно присутствующая калитка – она станет помехой для установки выдвижных ворот, уж лучше сделать откатные ворота со встроенной калиткой.
  • Нецелевое использование – если вы планируете эксплуатацию такой установки для пешеходного прохода, то это будет не самой лучшей идеей в случае с откатными воротами, поскольку механизм таковых рассчитывается на определенное количество циклов.

Словом, прежде чем приступать к планированию, определитесь изначально со своими возможностями и оцените ситуацию: нет ли на вашем участке препятствий для работы механизма. Если они есть, но не значительные, то постарайтесь их поскорее устранить и смело приступайте к задуманному проекту.

Проведение расчетов

Прежде чем отправиться за инструментарием в супермаркет, необходимо произвести соответствующие расчеты. Вы должны заранее знать, сколько и чего вам требуется приобрести.

Основной расчет заключается в выяснении общей длины для рамочной трубы. Существует простой часто используемый способ, благодаря которому можно легко рассчитать оптимальную длину будущего изделия:

ШП*1,5 = ШС,

где ШП – ширина проезда, ШС – ширина створки.

То есть, если проезд в ваш двор в ширину занимает территорию в 3 метра, значит, ширина самой створки должна быть равна 4,5 м. С чем это связано? Все дело в том, что опора, по которой движется створка, находится в стороне от самого столба ворот. Будучи заведенной роликовыми опорами в направляющий рельс, створка фактически превращается в консоль и передвигается, не касаясь при этом поверхности въезда.

Соответственно, для конкретной створки необходимо подобрать соответствующей длины направляющий профиль – металлическая составляющая, прикрепляемая к низу створки и перемещаемая вместе с ней по роликовой рейке. И здесь есть важная закономерность, которой нужно неукоснительно следовать во избежание казусов с креплением:

  • при длине створки в 4,75 м длина направляющего профиля должна быть равна 5 м;
  • при длине створки в 6 м длина направляющего профиля должна быть равна 6 м;
  • при длине створки 7,5 м длина направляющего профиля должна быть равна 7,0.

Немаловажно также учитывать вес, поскольку от этого будет зависеть вид кареток и величина верхних и нижних улавливателей, а также прочих деталей. Если длина установки равна 6 м, то вес готового изделия приближается приблизительно к 600 кг. Здесь многое зависит от материалов и обшивки. Если это пятиметровое полотно, то вес ворот будет колебаться от 500 до 550 кг, и т.д.

Перечень деталей

Итак, вы произвели расчеты, теперь можно отправляться в магазин за соответствующими покупками. Какие детали необходимо приобрести для сооружения конструкции из откатных ворот?

  • Роликовые каретки. Их необходимо взять пару (2 шт) для того, чтобы направляющая беспрепятственно двигалась по рейке.
  • Уловитель. Их тоже должно быть два – для верхней и нижней створки. Это обеспечит дополнительную надежность для створок в закрытом состоянии.
  • Поддерживающая планка. Используется для крепления в верхней части и удерживания створки при движении сверху.
  • Ролики. Опять же, их тоже нужно купить две штуки: один накатной, один концевой.
  • Заглушка. Предотвращает появление лишнего мусора на направляющей. Используется в количестве 2 шт.
  • Направляющий профиль. О нем мы говорили ранее, длину его рассчитываете предварительно.
  • Труба для откатных ворот. Ворота формируются, как уже говорилось ранее, на каркасной силовой раме и внутренней обрешетке, поэтому «скелет» данного механизма будет строиться именно на профильных трубах, изготовленных из металла. Это фактически основа всей конструкции, без которой она не имеет права на существование.
  • Профнастил. Для того чтобы ворота имели лицеприятный вид, их необходимо обшить профилированными листами или деревом. Ориентиром может служить дизайн всего ограждения.
  • Если речь идет об электроустановке, то без электродвигателя с зубчатой рейкой и системой автоматики не обойтись.

Имея под рукой запас необходимых деталей для сборки передвижной системы, нужно также обеспечить себя наличием необходимого инструментария, при помощи которого конструкция будет устанавливаться.

Инструментарий для откатных ворот

Инструментарий

Для того чтобы установить во дворе по собственным схемам и чертежам откатные ворота, не обязательно покупать весь необходимый для работы инвентарь – вы можете позаимствовать дорогостоящее оборудование у соседа или арендовать его в соответствующих службах. По факту вам понадобится:

  • Аппаратура для сварки – желательно, чтобы это был полуавтомат.
  • Болгарка с шлифовочным диском или отрезным.
  • Клепочник и шуруповерт.
  • Рулетка, молоток, белый маркер.
  • Совковая и штыковая лопаты, бетономешалка.
  • Защитная каска, теплозащитные приспособления для глаз и рук.
    Необходимое оборудование

Алгоритм действий

Сооружение откатных ворот своими руками в пошаговой инструкции, как и любое другое начинание, подразделяется на несколько определенных этапов. Каждый из них требует внимания и сосредоточенности. Более того, вам лучше обзавестись парой помощников – створчатое полотно-то не из легких. Но обо всем по порядку.

Распил профильной трубы

Как сделать откатные ворота своими руками? Пошаговая инструкция предусматривает первоочередное нарезание трубы по тем размерам, которые были просчитаны вами в вашем исходном чертеже. Для этого вам понадобится болгарка. Помните о том, что вам обязательно нужно использовать защитную маску и перчатки при резке металла.

После того как профиль был разрезан на соответствующие отрезки, на любой плоскости (на земле во дворе) необходимо их выложить в соответствующем порядке согласно ранее подготовленной схеме. Получив нужную картинку рамы, стоит прихватить все углы сваркой в нескольких точках, а потом полностью их проварить на стыках. Процесс сварки завершается шлифовкой сваренных швов. Не забудьте предварительно провести антикоррозийную загрунтовку на внутренней поверхности рамы – в этом месте впоследствии будет крепиться каркас и позже обработать поверхности уже не удастся.

Таким же образом прорабатывается и каркас.

Соединение рамы с каркасом

После того как была сварена рама и подготовлена обрешетка, их необходимо приварить друг к другу, чтобы получить единую конструкцию. Для этого необходимо наложить одну металлическую составляющую на другую, сделав соответствующие метки. Отрегулировав и проверив корректность наложения одной детали на другую, можно начать соединять каркас с рамкой по меткам прихватами сварки. Чтобы раму и каркас не повело, нужно следовать по периметру сваркой с интервалами в 50-60 см. Снова проверяем на ровность прихваченные друг к другу сваркой составляющие. Если кривых линий не обнаружено, завариваем шов намертво и переходим к сварке направляющего рельса и нижней части рамы посредством такого же метода, как и в работе с привариванием рамы к обрешетке.

Покраска

Следующий этап в пошаговой инструкции откатных ворот своими руками – окрашивание полученной металлической конструкции. Предварительно необходимо зачистить полученные ранее сварочные швы посредством болгарки. Затем происходит процесс обезжиривания рамы и грунтование ее антикоррозийной грунтовкой. Когда грунтовка высохнет, можно переходить непосредственно к покраске. В этих целях лучше всего применять алкидную эмаль, но если таковой не имеется – вполне подойдет и акриловая краска. Процесс окрашивания можно проводить как краскопультом, так и кисточкой или красильным валиком. Правильным считается двухслойное окрашивание с соблюдением предварительного высыхания первого перед нанесением второго.

Процесс обшивки

Ну и, конечно же, какие ворота без соответствующей обшивки. Для придания «скелету» ворот эстетического вида необходимо закрепить на нем профильные листы. Процесс осуществляется в три этапа:

  • вырезается лист необходимого размера;
  • полученное полотно прикладывается к угловым частям ранее окрашенного каркаса;
  • при помощи сверла и саморезов профильный лист закрепляется на раме по всему периметру.

Вот и все: створка готова к установке.

Заливка фундамента

Фундамент заливается по стандартной методике: выкапывается яма глубиной до метра и длиной не менее 50% от ширины проема, подготавливается закладная с армирующим каркасом в швеллере, после чего эта закладная всаживается в яму швеллером вверх на уровне с асфальтированной (грунтовой) плоскостью двора, тем самым обеспечивая корректную базу для будущих кареток.

Затем последовательность действий будет выглядеть следующим образом:

  • замешивается бетон в пропорциях цемента, песка и щебня 1:2,1:3,9 соответственно – на выходе получается бетон марки М250;
  • заливается яма – для лучшего заполнения пространства следует периодически протыкать арматурным прутом бетон, чтобы он максимально плотно заполнил пустоты;
  • выдерживается время в количестве не менее 10 дней для того, чтобы бетон высох; в течение нескольких следующих дней после заливки стоит поливать его водой, чтобы избежать растрескивания материала.
    Схема бетонирования

Монтажные работы

Когда бетон высох, а полотно уже подготовлено по заранее разработанной своими руками схеме с размерами откатных ворот, можно переходить к непосредственному монтажу. Последовательность действий здесь вырисовывается следующая:

  • в направляющий рельс вставляются обе каретки на максимальном друг от друга удалении;
  • на направляющую опускается подготовленное ранее полотно створки;
  • происходит регулирование кареток: близлежащую к проему нужно поставить так, чтобы при открытии ворот оставалось расстояние от створки до одной каретки 20 см, а при закрытии – 5 см до другой каретки;
    Роликовые каретки
  • проверяется корректность установочного процесса на ровность (обычно при помощи уровня), после чего детали прихватываются сваркой;
  • осуществляется контрольная проверка конструкции, а затем стыки закладной и каретки привариваются друг к другу;
  • при переходе к верхним оградительным роликам подготавливается закладная в столбе: если она присутствует, ролики крепят непосредственно к ней, если ее нет, то необходимо закрепить пластинку металла на болты – она будет имитировать закладную;
  • на втором столбе к закладной крепится профильная труба высотой, соответствующей высоте самой выдвижной створки;
  • устанавливается верхний уловитель: он прикрепляется к трубе ниже на 5 см от верхней части ворот для защиты от порывов ветра, а затем крепится нижний;
    Улавливатель нижний
  • зажимается концевой ролик в наплавляющей рейке – делается это посредством болтов или же сварки для лучшей фиксации;
  • закрываются концы направляющей рейки заглушками – обычно это резиновая фурнитура.

Теперь ваша створка беспрепятственно выдвигается и задвигается. Как видите, при наличии нужного инструментария и соответствующего инвентаря сделать своими руками откатные ворота (сварить их собственноручно) не так уж сложно.

Автоматика

Понятное дело, что раз уж вам пришлось прибегнуть к подобного рода установке, вам хотелось бы, чтобы створка отодвигалась и задвигалась в исходное положение автоматически. Установить откатные ворота с электроприводом своими руками тоже не сложно – к вышеописанному процессу добавится лишь крепеж автоматического привода. К тому же это дело вы уже можете доверить специалисту: много средств за свои услуги он не возьмет, а мороки будет меньше. Но если вам хочется завершить дело самостоятельно, то вы вполне можете приобрести данную деталь в специализированном маркете и при помощи соответствующей инструкции разобраться с монтажом, поскольку разные приводы работают и действуют по-разному. Там будет подробно описана методика подключения двигателя, необходимых датчиков и монтирования зубчатой рейки.

Единственное, что вам следует проанализировать, так это мощность приобретаемого привода. Подбор правильного аппарата будет зависеть от исходного веса откатных ворот. К примеру, если ваши ворота имеют вес в 250-300 кг, это означает, что будет достаточно автопривода с мощностью двигателя в 200-250 Вт. Если это вес в 500-600 кг, то двигатель корректнее будет взять с мощностью от 350 до 400 Вт. При весе откатного полотна в 800-1000 кг понадобится двигатель с мощностью не менее 500-600 Вт.

При внимательном изучении инструкции вы вполне сможете вмонтировать автопривод своими руками. Фото откатных ворот с автоматикой можно рассмотреть ниже.

Автоматические откатные ворота

Выгоды собственноручной установки

Чем хороша самостоятельная установка выдвижных ворот своими руками?

Ну, во-первых, вы экономите приличную сумму денег, поскольку сделанные вами затраты чисто на закупку необходимых деталей обойдутся вам в разы дешевле, нежели заказ услуг на монтаж откатных ворот в специализирующейся на этом фирме. Цена на установку откатных механических готовых ворот начинается от 60 тыс. руб. и заканчивается в районе 110 тыс. рублей на автоматику (в зависимости от габаритов и дизайна конструкции). К слову, услуги по установке отдельно автоматического привода варьируются в среднем в пределах 4,5 – 8 тыс. руб.

Во-вторых, вы сами будете контролировать весь процесс, то есть страх попасться на «халтуру» вас посещать не будет. Всегда все то, что делается своими руками для себя, делается, естественно, по совести. Поэтому здесь не приходится говорить о качестве проведенных работ. Если изначальные расчеты были верны, если вся работа была проведена корректно, вам не придется переживать о том, что ворота неисправны или придут в неисправность в ближайшее время. Дерзайте.