Раздвижные ворота на роликах своими руками: конструкция, инструкция по монтажу
При установке во дворе ворот всегда возникает вопрос, куда они будут открываться: внутрь или наружу. И тот и другой варианты не всегда подходят. В таком случае надо делать раздвижные ворота на роликах. Главное, чтобы сбоку от них было место, куда им "прятаться". Для нормального функционирования с той стороны, куда будут сдвигаться ворота, должно быть свободное место, равное ширине створки вместе с опорной балкой плюс около 0,5 м.
Принцип действия
Откатные, или раздвижные, ворота выгодно отличаются от обычных тем, что для их открытия не нужно место снаружи или внутри двора. Вариантов их изготовления имеется два: рельсовые и консольные.
Рельсовые представляют собой полотно, перемещающееся на роликах по проложенному на земле или установленному вверху ворот рельсу. Конструкция проста и весьма надежна, но, вместе с тем, имеет существенные недостатки.
В случае с нижним расположением рельса нужно постоянно следить за его чистотой, зимой очищать от снега и льда. Особенно это неудобно в загородном доме, куда приезжаешь не каждый день.
Верхнее расположение рельса неудобно тем, что его приходится размещать довольно высоко, чтобы он не перекрывал проезд. Так, на участок приходится иногда заезжать грузовой машиной, что в итоге может превратиться в проблему. Кроме того, над рельсом надо делать навес для предотвращения обледенения зимой.
Консольный тип применяется чаще, так как он лишен вышеуказанных недостатков, хотя в изготовлении дороже. У таких ворот роликовый блок неподвижен и находится сбоку от проема. Проезд на участок в этом случае полностью открыт по высоте. Фото раздвижных ворот такого типа представлено ниже.
Расчет размеров
Он немного отличается от расчета обычных распашных ворот. Во-первых, размер створки немного превышает ширину проема, ориентировочно на 0,4 м; во-вторых, к ширине створки добавляется длина опорной балки, а это плюс еще 50 %. Высота ворот должна быть немного ниже опорных столбов, примерно на 0,2 м. Таким образом, при ширине проезда 2 метра ширина створки составит 2,4 м, длина опорной балки - 3,6 м. Это и будет полная ширина ворот.
Материалы для изготовления
Основную нагрузку в данной конструкции раздвижных ворот испытывает опорная балка, поэтому ее размеры должны соответствовать высоте и ширине створки. Для вышеуказанной двухметровой створки балку делают из профильной трубы 60 Х 60 мм.
Сами ворота сделаны из профильной трубы 60 Х 30 мм и профнастила или листового металла толщиной до 1 мм.
Необходимый инструмент
Для изготовления раздвижных ворот применяются следующие инструменты:
- болгарка для резки металла и зачистки ржавчины;
- дрель электрическая с набором сверл;
- сварочный аппарат и электроды 3 мм;
- набор гаечных ключей;
- различные измерительные средства.
Необходимо напомнить о технике безопасности при выполнении работ.
- Резку и зачистку металла болгаркой следует производить в защитных очках и перчатках, в одежде с длинными рукавами. То же касается применения дрели.
- Сварочные работы выполняются с использованием защитной маски и сварочных рукавиц.
Подготовка фундамента
Фундамент, на котором будет установлен блок роликов, испытывает весьма значительные нагрузки, поэтому его устройству надо уделить особое внимание. Размеры фундамента определяются размером блока роликов - в нашем случае это 2 м. Глубина ямы под фундамент - от 0,5 м до 1 м, в зависимости от типа грунта. Перед заливкой бетона надо подготовить сварную металлическую конструкцию, которая будет заложена в фундамент. К ней удобно крепить роликовый блок.
Требования к жесткости
Ворота, закрытые сплошным листом металла, имеют большую парусность. Кроме того, под собственным весом они постепенно деформируются. Поэтому при изготовлении необходимо подобрать материал, имеющий достаточную прочность. Вышеуказанной профильной трубы 60 Х 30 мм для каркаса вполне достаточно, а профнастил предпочтительней других листовых материалов по той причине, что он имеет небольшой вес.
Наиболее прочной должна быть опорная балка - на нее приходится практически вся нагрузка.
Роликовая тележка
Это самая важная часть раздвижных ворот и самая дорогостоящая. В продаже имеются комплекты, включающие в себя ролики, балку и уловители. Стоимость их от 10 000 рублей, наша же цель - сделать раздвижные ворота на роликах своими руками.
Большую и заслуженную популярность получила конструкция, называемая схемой Якселя. Рассмотрим ее подробнее, но вначале разберемся, чем она отличается от имеющейся в продаже.
В заводской схеме используется специальная балка, внутри которой передвигаются блоки роликов, что имеет как преимущества (защита от обледенения), так и недостатки (высокая стоимость).
В схеме Якселя в качестве опорной балки раздвижных ворот на роликах применена обычная профильная труба квадратного сечения, установленная ромбом. Ролики, в качестве которых использованы закрытые подшипники, находятся снаружи, и балка движется между ними.
Направляющая, на которой устанавливаются подшипники, имеет длину, составляющую не менее 1/3 ширины створки. Она изготовлена из швеллера или двух угольников 50 Х 50 мм. Направляющая приваривается строго горизонтально к металлическому основанию, заложенному в фундамент. Далее к ней привариваются блоки подшипников, в которых будет двигаться опорная балка.
Блоки подшипников собираются отдельно из отрезков угольника 50 Х 50 мм длиной 130 мм, подшипники крепятся на болтах М20. Если требуется усилить конструкцию, вместо одного подшипника можно устанавливать по два.
Удерживающие устройства
Кроме направляющих и опорных элементов, важную роль играют удерживающие устройства. Они обеспечивают вертикальное положение ворот, фиксацию их в открытом и закрытом состоянии, ограничивают движение створки при достижении крайних положений. Как сделать раздвижные ворота устойчивыми?
Вертикальное положение обеспечивается узлом, состоящим из двух роликов. Их можно применить какие угодно, вплоть до мебельных, поскольку особой нагрузки это устройство не испытывает. Необходимо, конечно, учитывать площадь ворот и наличие постоянных ветров в районе проживания. Можно просто использовать такие же подшипники, как на направляющей балке. Устанавливается этот узел на опоре ворот со стороны блока роликов.
На противоположной опоре монтируется так называемый уловитель, в него попадает створка при полном закрытии. Изготавливается он из отрезка профильной трубы с сечением большим, чем использовано на рамке ворот.
На нижней части этой же опоры установлен ограничитель: он не даст воротам выскочить из направляющей и разгрузит блок подшипников, когда ворота закрыты и нагрузка максимальна. Конструкция ограничителя такая же, как и уловителя.
Ограничитель открытого положения ворот специальной конструкции не имеет, устанавливается на месте так, как будет удобно.
Монтаж ворот
Собранные своими руками раздвижные ворота монтируются иначе, чем распашные. Рассмотрим процесс по порядку:
- К направляющей, закрепленной на фундаменте, приваривается задний блок только с нижними подшипниками. Верхние болты будут приварены в последнюю очередь.
- Передний блок приваривается полностью собранным.
- На свое место ложится опорная балка, и только затем привариваются верхние болты с подшипниками на заднем блоке. Между балкой и подшипниками нужно выдержать зазор 1-1,5 мм.
После этих операций балку надо извлечь и на ровной поверхности приварить ее через проставки к воротам. Здесь требуются особая аккуратность и точность при выполнении работ. Когда створка собрана, ее можно устанавливать на законное место, и только после этого фиксировать уловитель и ограничители.
Обслуживание в процессе эксплуатации
Каких-то особенных мер по обслуживанию данные ворота не требуют. Нужно регулярно проверять целостность подшипников (они могут выйти со строя, несмотря на то что закрыты), зимой потребуется очистка опорной балки от льда и снега.
Если вы проживаете в снежных районах, будет целесообразно сделать защиту от снега и льда для балки и роликов. Это неширокий щиток из пластика или металла, прикрывающий сверху весь узел. Главное условие - установить его так, чтобы он не мешал открыванию створки или сдвигался вместе с ней. Более конкретные рекомендации дать сложно, так как конструкция ворот, несмотря на общий принцип работы, может существенно отличаться. Вряд ли это окажется очень сложной задачей, зато впоследствии сэкономит вам нервы и время.
Автоматические ворота
Можно ли превратить раздвижные ворота на роликах, своими руками изготовленные, в автоматические? Когда-то это считалось роскошью, но в наше время подобное усовершенствование не вызывает удивления. Намного удобнее открывать ворота из салона автомобиля, когда на улице идет дождь или снег. Далее рассмотрим, как воплотить в жизнь это техническое новшество.
Приводы автоматического открывания для всех типов откатных ворот практически одинаковы. Это электрический двигатель с редуктором, приводящий в движение полотно ворот посредством шестеренчатой передачи. Для этого на воротах устанавливается зубчатая рейка. На современных приводах обязательно фиксируется устройство, позволяющее открыть ворота вручную, например, при отсутствии напряжения, и запирающееся на ключ. Кроме того, автоматические раздвижные ворота можно оснастить массой электронных систем: дистанционным управлением, кодовым замком, видеокамерой, сигнализацией.
Дистанционное управление представляет собой аналог автомобильного центрального замка с таким же пультом-брелоком. Пульт для кодового замка устанавливается на наружной стороне забора. Все эти устройства требуют предварительной прокладки кабелей как силовых, так и слаботочных. Поэтому схему следует продумать заранее, а лучше всего проложить провода с запасом. В землю кабель укладывается в полиэтиленовых трубах так, чтобы осталось место для затяжки дополнительного провода.
В продаже имеются самые различные комплекты для автоматических ворот, вопрос только в их стоимости. К сожалению, самостоятельно сделать такие вещи сложно, кроме знаний и практических навыков потребуются специфические детали. Но, как показывает опыт, подобные самодельные устройства не будут отличаться надежностью.
И все же вкратце опишем, как сделать своими руками раздвижные ворота, открывающиеся автоматически. Для начала нужен редуктор - его можно подобрать от какой-нибудь кран-балки или лебедки. Двигатель обычный, асинхронный, мощностью до 1,1 кВт. С зубчатой передачей придется повозиться, но и этот вопрос решаемый. Можно вместо нее применить цепную. Дистанционное управление нетрудно получить, состыковав китайскую GSM-сигнализацию с цепями управления приводом.
Из вышесказанного можно сделать вывод, что не стоит изобретать велосипед. Можно сделать своими руками раздвижные ворота, а блок управления лучше использовать заводского изготовления.