Как сделать куклу: выбор материалов, этапы изготовления, мастер-классы

Уже много лет искусство создания кукол остается любимым занятием многих рукодельниц. Кто-то занимается этим в свободное время для души, а для кого-то это стало весьма существенным заработком, ведь качественные куклы ручной работы достаточно дорогие, особенно если реализовывать их на западном рынке.

Материалы

Из чего же делать кукол? Как правило, первые творения создаются из того, что было под рукой, а это множество различных материалов:

  • ткань;
  • капроновые колготки;
  • носки;
  • глина;
  • фетр и прочее.

Однако это не значит, что в дальнейшем можно будет легко переходить с одного материала на другой, ведь у каждого есть свои нюансы, а техника будет существенно отличаться.

Ткань

Выбор ткани напрямую зависит от типа куклы. Если это народный оберег, то подойдут только натуральные ткани растительного происхождения: лен, хлопок. То же относится и к модным сейчас экокуклам. Только в данном случае чаще используется льняное полотно натурального оттенка, а для одежды его окрашивают натуральными красителями. Особенность работы с такими материалами в том, что они практически не тянутся, а это значит, что рельефность лица достигается в большей степени за счет выкройки, а не утяжек.

Кукла из ткани

Чаще же шьют кукол из ткани, которая легко тянется. Трикотажные полотна сегодня достаточно легко купить, однако обилие вариантов порождает проблему выбора. Здесь главное - помнить:

  • Тонкий трикотаж легко формуется, но так же легко деформируется. Края необходимо будет обрабатывать и обрезать не близко ко шву. На такой ткани часто появляются стрелки.
  • Изделию из плотного трикотажа сложнее придать необходимую форму, однако после можно не переживать о деформации готового изделия. Кроме того, края такой ткани не так легко распускаются, поэтому достаточно 2 мм от шва, чтобы край оставался крепким. Подходит для создания небольших кукол.
Кукла из трикотажа

Кроме того, можно использовать флис, флок и велюр. Такие куклы получаются мягкими и бархатистыми, поэтому пользуются популярностью у детей.

Колготки и носки

Кукла из колготок

Часто шьют интерьерных кукол своими руками из колготок. Капрон по сути тот же трикотаж, только с высоким коэффициентом растяжения. Колготки необходимо брать средней и высокой плотности с минимальным содержанием эластана. Перед работой материал необходимо подготовить: выварить в растворе отбеливателя (1/5, 10 минут), а затем обработать ополаскивателем. Новичкам лучше шить таких кукол из носков. В таком случае голова формируется из носка. Нет необходимости следить за целостностью материала в местах среза, поэтому все внимание будет именно к лицевой части. Главное в данной технике — правильно подобранная игла. Она должна быть идеально гладкой, без зазубрин и с круглым кончиком, как и все трикотажные иглы, которые не прокалывают нити полотна, а раздвигают их. Уже после отработки навыков на носках можно переходить и к другим материалам.

Фетр

Кукла из фетра

Работать с фетром, с одной стороны, очень легко. Края обрабатывать не надо, форму держит хорошо. Однако подходит он не для всех изделий. Как правило, это либо плоские, либо крупные куклы из фетра. На нем нет возможности добиться скульптуры лица, как у трикотажа. Зато можно сделать куколок быстро и в больших количествах, что актуально для украшения помещения, памятных презентов и оформления столов.

Глина

Куклы из глины известны всем еще с детства. Это, как правило, были классические небольшие фигурки с плохой проработкой деталей и украшенные характерной росписью. Однако сейчас особой любовью кукольников пользуется полимерная глина.

Кукла из полимерной глины

Она бывает двух видов: затвердевающая на воздухе либо запекаемая. Оба материала обладают высокой степенью пластичности, что позволяет создавать любые фигуры с тщательной проработкой мелких деталей. Преимущество запекаемой глины в том, что до момента термической обработки любую деталь можно переделать, используя материал повторно. Однако если нарушить технологию запекания, то можно получить не прочную деталь, похожую на пластиковую, а элемент, который легко превращается в крошку.

Затвердевающая на воздухе глина не требует термической обработки, однако срок жизни у нее небольшой, поэтому если какая-то деталь не получилась, то делать ее придется заново и из другого материала. Кроме того, жесткость детали, как и вес, будет меньше, чем у запекаемой глины.

Оформление

Большую роль играет не столько сама кукла, сколько ее оформление. Неудачную скульптуру лица скроет правильный мейк, а одежда — изъяны тела. Именно поэтому важно уделять внимание деталям. Можно сделать кукле волосы как из пряжи, так и из искусственного волоса или натуральной шерсти. Однако тканевой кукле для ребенка подойдут и вязальные нитки, а вот интерьерная барышня с такими волосами будет смотреться глупо. Всевозможным эльфийкам, выполненным из пластики, и вовсе больше подходит овечья шерсть: она делает образ более воздушным.

А для того, чтобы творение выглядело завершенным, необходимо сделать для кукол аксессуары: шляпки, веера, сумочки, заколки и прочее. Это позволяет сделать композицию сюжетной, а для детских кукол будет больше возможностей для игры.

Еще несколько замечаний

Древесно-опилочная кукла

Множество новых материалов и технологий приводят к тому, что некоторые техники постепенно забываются, например изготовление древесно-опилочных кукол. Их производство в промышленных масштабах сейчас неактуально, дорого, а сами куклы недолговечны. Однако изготовление их с нуля в домашних условиях — очень интересный опыт.

Материалы

Итак, для создания такой куклы понадобится:

  1. Скульптурный пластилин.
  2. Гипс.
  3. Пластиковые одноразовые контейнеры (коробки от сока, кефира).
  4. Вазелин.
  5. Опилки лиственных пород деревьев.
  6. Клей ПВА столярный.
  7. Бумага.
  8. Шпатлевка по дереву.
  9. Краска.

Изготовление

Первый этап — создание эскиза. Здесь определяются основные размеры куклы, ее внешний вид. Чтобы не возникло дальнейших проблем с отливкой формы, для установления размеров деталей необходимо опираться на размеры контейнеров. Причем максимальная длина детали должна быть на 4 см меньше, чем длина посуды.

Также необходимо разработать тип крепления деталей. Так как сделать куклу подвижной с использованием современных креплений невозможно, то на фабриках использовались два варианта:

  1. Внешнее крепление. На руках в области плеч, на бедрах, верхней точке головы и на туловище между ног создавались небольшие желобки со сквозным отверстием по центру. По внешнему виду они были похожи на замочную скважину. Соединялись детали обыкновенной плоской резинкой, сложенной пополам, и кусочками проволоки. Резинка продевалась сквозь детали (рука, туловище, рука) и обратно. В получившуюся петельку вкладывалась проволочка, длина которой была чуть меньше желобка (1-1,5 см). С другой стороны так же вкладывалась проволочка, а резинка завязывалась с максимальной натяжкой. Чтобы узлов не было на видном месте, крепление производилось по схеме: рука изнутри, проволока, рука внутрь, тело, рука, проволока, рука, тело. Узел в таком случае завязывался в районе подмышечной впадины и потом оказывался внутри тела.
  2. Внутреннее крепление. Детали в этом случае должны быть полыми, а на проволочках посередине — петелька. На внутренней стороне детали делали отверстие, в которую вставляли проволочку с резинкой. С другой стороны проделывали то же самое, а затем натягивали резинку и завязывали. Проволочки вставали поперек отверстия, за счет чего и держалась конструкция.

Для большей подвижности конечности и их лучшей фиксации на теле лучше сделать выемки, а на руках и ногах — шишечки (суставы). А для лучшей подвижности головы делать тело с шеей, а голову с ямкой. В таком случае подвижность головы будет как у шарнирной куклы.

На втором этапе необходимо слепить куклу из пластилина. Лучше лепить каждую деталь отдельно, а можно слепить заготовку целиком, а затем разобрать ее на части и проработать детали. На этом этапе очень важно соблюсти пропорции, а также выполнить все детали. Естественно, мелкие морщинки на такой кукле не получатся, но общий рельеф передается весьма точно.

Третий этап — отливка формы. Этот процесс состоит из трех этапов. Сначала отливается внешняя часть. Для этого форма частично заливается гипсом (примерно на 1 см), затем сверху кладется деталь и заливается наполовину. Для удобства на пластилине ставятся метки. Затем, когда форма застынет, она обильно смазывается вазелином, а затем сверху снова заливается гипсом на высоту детали + 1 см. После частичного высыхания (на следующие сутки) формы нужно аккуратно разделить ножом и извлечь пластилин. Это получается внешняя часть формы. Так как сделать куклу надо полой, то понадобятся еще детали формы. Для этого в каждую форму нанести слой пластилина (примерно 0,5 см), затем все смазать вазелином и снова залить гипсом, чтобы получилась еще одна, толщиной по краю 2-3 см. Таким образом на каждую часть тела должно получиться по 4 формы. На следующий день разделить формы, извлечь пластилин и оставить до полного высыхания. Влажные формы достаточно хрупкие, а масса в них застывает очень долго.

Четвертый этап — непосредственное изготовление из древесно-бумажной массы.

Смешать клей, бумагу и опилки. Вариантов пропорций достаточно много, это зависит от того, какие детали должны быть в итоге.

  1. Клей ПВА + опилки. Заготовка получится очень прочной, но тяжелой.
  2. ПВА+опилки+бумага (1/1 по объему). Прочность меньше, но и вес тоже.
  3. ПВА+опилки+бумага+вода (кипяток). Бумага с кипятком образуют клейстер (консистенции каши), который склеивает опилки, как и клей, потому последнего понадобится в 2 раза меньше. Сохнет дольше, чем без воды.
  4. Опилки+бумага+вода. Это классический рецепт массы, который использовался на фабриках. Там использовали горячий пресс, в процессе изготовления вода испарялась, предварительно образовав с бумагой клейстер, поэтому из формы доставали уже готовую деталь. Чтобы сделать куклу, как на фабрике, в домашних условиях можно заварить бумагу кипятком, затем поставить деталь под пресс, а после — сушить в духовке.

Что общего у этих рецептов — это консистенция. Масса должна легко формироваться в небольшой шар, но при этом не рассыпаться и не растекаться.

Формы необходимо заполнить слоем в 0,7 см, предварительно смазав, затем закрыть второй частью формы и отправить под пресс. Легче всего на каждой детали постоять минут по 5-7, а затем сложить в стопку, поместив в теплое место примерно на неделю. Время от времени менять места деталей в стопке для равномерного распределения силы.

Пятый этап. Вынуть детали из форм, убрать лишние края, если детали не просохли — досушить без форм. Возможна усадка до 30 %. Далее приступить к шлифовке. Особое внимание уделить месту стыка двух деталей. На этом же этапе сделать необходимые отверстия.

Шестой этап. Склеить детали, швы зашлифовать. Все заготовки равномерно шпаклевать в 2 слоя с промежуточной и финишной шлифовкой.

Седьмой этап — покраска.

Покраска куклы

На фабриках использовали эмали, а детали красили, окуная их в бочки с красками, а затем развешивали для полного высыхания. В домашних условиях можно использовать акриловые глянцевые краски или лаки для ногтей, а покрывать кистью.

Восьмой этап — оформление куклы.

Мейк куклы

На этом этапе необходимо разрисовать кукле лицо, сделать паричок, собрать ее и сшить для нее одежду.

Так как сделать куклу из прессованных опилок достаточно сложно, то такая игрушка может стать жемчужиной в коллекции изделий ручной работы. Однако это не значит, что куклы из любых других материалов будут хуже, ведь в каждом творении хранится крупица души мастера.